ГЛАВА I. ИНСТИТУТ БИЕВ В ТРАДИЦИОННОМ КАЗАХСКОМ ОБЩЕСТВЕ 18

ГЛАВА I. ИНСТИТУТ БИЕВ В ТРАДИЦИОННОМ КАЗАХСКОМ ОБЩЕСТВЕ 18

Институт Биев

План:

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ИНСТИТУТ БИЕВ В ТРАДИЦИОННОМ КАЗАХСКОМ ОБЩЕСТВЕ 18

1 Теоретические проблемы исследования института биев

2 Специфика политико-правовой системы института биев

3 Основополагающие принципы социальной деятельности биев

ГЛАВА II. ДУХОВНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ МИРА

1 Степная демократия - политическая основа института биев

2 Морально-этическое наследие и гуманистические идеи биев

3 Роль биев в формировании правовой культуры

ГЛАВА III. ДУХОВНЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИЕВ

1 Истоки и характеристика ораторского мастерства

2 Генезис традиции ораторской культуры биев

3 Образцы искусства красноречия биев

ГЛАВА IV. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ БИЕВ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ

1 Взаимоотношения личности и окружающей среды в философии биев

2 «Полемика биев» (билер дауы) - диалог «поиска социальной 261 справедливости»

3 Диалектические идеи биев и их роль в жизни казахского 269 общества

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

. В комплексе научных и социально значимых ГЛАВА I. ИНСТИТУТ БИЕВ В ТРАДИЦИОННОМ КАЗАХСКОМ ОБЩЕСТВЕ 18 проблем, стоящих перед современным Казахстаном, нет задачи более актуальной, чем поиск конкретных путей его возрождения как основы национально-государственной, духовной стабильности страны, являющейся гарантом ее вхождения в мировое культурное пространство.

Прошло немногим более 10 лет с момента обретения Республикой Казахстан суверенитета и вхождения ее в состав Организации Объединенных Наций. Несмотря на то, что с точки зрения истории - это миг, социально-культурная жизнь страны была отмечена событиями, важность которых трудно переоценить. В чем их суть, что они несут народу, получившему независимость? Поиск ответа на эти вопросы приводит нас к пониманию того, что, помимо кардинальных изменений в общественно-политической сфере, начался ГЛАВА I. ИНСТИТУТ БИЕВ В ТРАДИЦИОННОМ КАЗАХСКОМ ОБЩЕСТВЕ 18 сложный процесс переоценки ценностей, изменились приоритеты в оценке духовного, мировоззренческого аспектов прошлого, настоящего и будущего, вплоть до появления взаимоисключающих точек зрения. Объявление Казахстаном государственной независимости и возникновение в связи с этим новой общественно-политической ситуации вызвало потрясение в общественном сознании, а также в сознании отдельных граждан, существенно изменив их мировоззрение. Коренным образом изменились взгляды на мир, историю народа, сферу его духовной жизни. В последнее время ученые все больше склоняются к мысли о необходимости рассмотрения истории нашего народа в контексте мировой истории, истории Евразии, кочевой цивилизации, истории тюркских народов, а также истории стран Центральной Азии.



История - достояние народа, сокровищница ГЛАВА I. ИНСТИТУТ БИЕВ В ТРАДИЦИОННОМ КАЗАХСКОМ ОБЩЕСТВЕ 18, которая питает народ энергией и вдохновением, подвигая к социальному творчеству, к светлому будущему. Одной из важнейших задач социально-гуманитарных наук исторического сознания в Республике Казахстан считается, в первую очередь, изучение истории духовной жизни народа, выявление мировоззренческих основ, а также культурно-этнических интересов народа. Духовная культура народа, отлученного от собственной истории, великих личностей, исторической правды, подвергается медленному угасанию, а общественное сознание - процессу размывания, лишаясь четких очертаний, определенности. Огромный раздел истории народа, подлежащий изучению - это история духовная, ибо постижение менталитета нации, а также образов, символов, легенд, понятий, сформировавшихся за тысячелетнюю историю этноса, возможно лишь в процессе изучения подлинно духовной истории народа.

Актуальность проблемы ГЛАВА I. ИНСТИТУТ БИЕВ В ТРАДИЦИОННОМ КАЗАХСКОМ ОБЩЕСТВЕ 18 исследования связана с гуманизацией общества - одним из главных требований развития цивилизации в XXI веке. Эта тенденция обусловлена рядом достижений в организации социальных отношений, в центре которых - личность человека. Средством достижения этой цели становится многогранный процесс гуманитаризации, нацеленный на формирование подлинной интеллигентности, воспитание культуры чувств и взаимоотношений на примере духовности народа, на утверждение в социальной сфере целостной системы жизненных ценностей и приоритетов.

Вместе с тем ни в области гуманитарных наук в целом, ни, в особенности, в области истории, а также в исследованиях, посвященных изучению той или иной эпохи, не должно быть места нигилистическим взглядам. В частности, вряд ГЛАВА I. ИНСТИТУТ БИЕВ В ТРАДИЦИОННОМ КАЗАХСКОМ ОБЩЕСТВЕ 18 ли следует подвергать остракизму труды тех ученых, которые в эпоху расцвета коммунистической идеологии не имели возможности открыто высказать свою точку зрения, и были вынуждены прибегать к намекам и другим имплицитным средствам выражения. Напротив, стоит придерживаться тенденции к сохранению традиции в постижении духовной культуры народа, к целесообразному использованию богатейшего фонда исторических знаний, к уважительному отношению к созданным ранее научным трудам. Только такая позиция позволит составить достаточно полное представление о мировоззренческом наследии наших предков.

Следует учесть и то, что в переломные моменты общественного развития усиливается интерес к истории духовной культуры народа, наглядным подтверждением чему являются тенденции, получившие развитие в последнее десятилетие, со времени ГЛАВА I. ИНСТИТУТ БИЕВ В ТРАДИЦИОННОМ КАЗАХСКОМ ОБЩЕСТВЕ 18 обретения страной независимости. Усиление внимания к истории народа в целом, и к истории духовной культуры, в частности, обусловлено тем, что людям свойственно обращаться к урокам истории, искать в прошлом исторические параллели современным событиям, ключи к решению насущных проблем.

Обозначение границ научных направлений является первоочередным делом в создании объективного научного облика духовной, культурной, политико-правовой жизни кочевого казахского общества. В частности, это означает пересмотр методологических подходов, что особенно важно в осуществлении социально-философских исследований с учетом коренных социально-политических преобразований, в том числе и в глубоком изучении духовного наследия виднейших представителей истории социально-философской мысли, видных мыслителей казахского народа.

Философские, мировоззренческие ГЛАВА I. ИНСТИТУТ БИЕВ В ТРАДИЦИОННОМ КАЗАХСКОМ ОБЩЕСТВЕ 18 взгляды казахских биев, оставивших неизгладимый след в исторической памяти народа, являются бесценным духовным наследием, требующим тщательного изучения. К сожалению, до сих пор философские взгляды биев не только не подвергались всестороннему изучению, но и не являлись объектом специального рассмотрения.

С точки зрения автора диссертационного исследования, в этом плане особый интерес представляет собой духовное наследие института биев - важнейшего социального элемента традиционного казахского общества. Актуальность темы исследования заключается в малоизученности философских проблем института биев и в полном отсутствии научной разработки проблем, связанных с анализом взглядов биев, в социально-философском плане.

Общеизвестно, что научное исследование общества в советский период проводилось ГЛАВА I. ИНСТИТУТ БИЕВ В ТРАДИЦИОННОМ КАЗАХСКОМ ОБЩЕСТВЕ 18 на базе марксистско-ленинского учения, характеризующего человека и общество, а также их взаимоотношения с классовых позиций; с этих же позиций осуществлялось рассмотрение частных проблем.

Развитие марксова постулата о том, что основу классовой идеологии составляют экономические отношения, естественным образом привело к тому, что в абсолют был возведен тезис: «человек - это совокупность общественных отношений». В сознании людей прочно закрепилось: «Не человек управляет обществом, а общество - человеком».

Недостаток исследовательских методов, основанных на классовой позиции, заключался в переоценке собственных возможностей, в возведении в абсолют собственных выводов и заключений в ущерб научной истине, что привело к подчинению объективного содержания идеологическим целям. Облик духовных ценностей, составляющих основу ГЛАВА I. ИНСТИТУТ БИЕВ В ТРАДИЦИОННОМ КАЗАХСКОМ ОБЩЕСТВЕ 18 казахской общественно-философской мысли, был определен классовой идеологией; поэтому характеристика духовной жизни кочевников была ограничена рамками классовых понятий.

Смещение акцента с объективной научной позиции на идеологическую привело к искажению общей оценки казахского обычного права, лежащего в основе института биев, и отнесению его к отсталой, ограниченной с исторической точки зрения, устаревшей политико-правовой системе. Оно стало рассматриваться в качестве свода норм, ориентированных на защиту интересов феодальных групп, и было обрисовано в консервативных и негативных тонах. Преимущество получила точка зрения на казахское обычное право как на устаревшие нормы, к тому же не всегда согласующиеся друг с другом.

Социальная, политико ГЛАВА I. ИНСТИТУТ БИЕВ В ТРАДИЦИОННОМ КАЗАХСКОМ ОБЩЕСТВЕ 18-правовая жизнь в кочевом обществе в целом осуществлялась биями с позиции нужд народа, общественного согласия и единства. В советскую же эпоху преимущественное внимание было уделено той части норм правовой этики, которая была нацелена на управление человеком, предусматривающее подчинение, соблюдение дисциплины путем

обращения к силовым методам. Были сведены на нет важнейшие цели и функции общественной мысли, а также главное назначение, объективная цель создания правовых норм, в соответствии с которыми именно природа человека должна стать опорой общества. В итоге такая позиция завела в тупик научные исследования в этом направлении и породила бесконечный поток демагогических дискуссий.

В связи с необходимостью объективной оценки социального бытия казахского ГЛАВА I. ИНСТИТУТ БИЕВ В ТРАДИЦИОННОМ КАЗАХСКОМ ОБЩЕСТВЕ 18 традиционного общества актуальным является исследование института биев вне формационного редукционизма, в контексте социальной однородности общины.

Однако, как уже указывалось ранее, в последнее время в области общественно-гуманитарных наук наметилась тенденция к формированию нового взгляда на историю, в том числе на этику, обычаи, традиции, на роль выдающихся личностей в обществе, институт биев и т.д. Вопрос о необходимости рассмотрения духовной жизни кочевого казахского общества, основанной на специфически национальной форме бытия, посредством обращения к соответствующему понятийному аппарату на самых разных уровнях достаточно смело был поставлен и казахскими обществоведами. В исследовании духовной культуры биев, этико-правовых норм и законов казахского народа сделаны только ГЛАВА I. ИНСТИТУТ БИЕВ В ТРАДИЦИОННОМ КАЗАХСКОМ ОБЩЕСТВЕ 18 первые шаги, и ученым предстоит кропотливая работа в этой области. К примеру, законоведы отмечают, что правовой кодекс казахского кочевого общества не охватывал всех норм и институтов обычного права, и обычное право, наряду с нормами, введенными ханской властью, включало и положения, использованные институтом биев.

Идеи академика С.З. Зиманова о существовании разницы между правовыми нормами и обычным правом кочевого общества позволили повернуть научную мысль в новое русло, актуализировав тем самым исследование морально-этического наследия биев.

Состояние и задачи разработки обычного права казахов. Изучение истории духовной культуры казахского народа с подлинно научных позиций, создание научной классификации в этой ГЛАВА I. ИНСТИТУТ БИЕВ В ТРАДИЦИОННОМ КАЗАХСКОМ ОБЩЕСТВЕ 18 области невозможно без разностороннего анализа творчества биев, исследования степного института биев, его социальных предпосылок, функций, принципов, гуманистического наследия. Только осуществляя исследовательскую работу на новом теоретико-методологическом уровне, мы можем правильно использовать накопленный научный опыт, избежать недочетов и открыть тем самым путь к целостному восприятию духовной культуры казахского народа, ее подлинных истоков. Постижение культурного содержания духовной жизни казахского народа позволит уточнить место казахской духовной культуры в общечеловеческой истории, определить вклад, внесенный в сокровищницу мировой культуры казахским народом.

Учитывая, что в кочевом казахском обществе понятие правовой культуры, напрямую связанное с институтом биев, созвучно понятию обычного права, является его логическим продолжением на новом уровне ГЛАВА I. ИНСТИТУТ БИЕВ В ТРАДИЦИОННОМ КАЗАХСКОМ ОБЩЕСТВЕ 18, мы не должны забывать о том, что оно составляет часть общей духовной культуры нашего народа. Изучение духовного аспекта творчества биев актуально и в плане воспитания молодежи на примере истории.

Духовная культура биев отражена в устном народном творчестве, поэтому материалы должны быть сопоставлены с конкретными историческими документами, дополнены примечаниями, которые позволяют избежать неясностей и приблизиться к научной истине, и использованы только с учетом последних1.

Выделяя философское творчество биев в этой сложной, синкретичной по сути сфере общественного сознания казахов, мы преследуем важнейшую цель -осуществить систематизацию мировоззренческого содержания, социально- философских аспектов деятельности биев посредством тщательного научного анализа различных изложений, решений биев, образцов ГЛАВА I. ИНСТИТУТ БИЕВ В ТРАДИЦИОННОМ КАЗАХСКОМ ОБЩЕСТВЕ 18 ораторского искусства, понятий, постулатов и функций казахского института биев.

В советскую эпоху в силу известных причин идеологического характера многие замечательные образцы устного народного творчества, содержащие как яркие идеи в полном соответствии с законами диалектической логики, так и иллюстрирующие силу абстрактного мышления степных казахов, были изъяты из научного обихода. В результате бесценные сокровища, сохранившиеся «в тайниках» казахского ораторского мастерства, в которых сфокусирована духовная культура биев, не были исследованы и систематизированы с философской точки зрения. В первую очередь, это касается создания специфически национально-казахской системы философских категорий и понятий, ибо научные труды, появившиеся на свет в советскую эпоху, преследовали ГЛАВА I. ИНСТИТУТ БИЕВ В ТРАДИЦИОННОМ КАЗАХСКОМ ОБЩЕСТВЕ 18, в основном, просветительские цели в освещении общественно-философских, социально-духовных проблем, к тому же в них не была дана объективная оценка как мировоззренческого содержания, так и подлинной роли конкретных исторических личностей, описываемых в этих трудах.

Степень научной разработанности проблемы. Институт биев в традиционном казахском обществе не являлся объектом серьезного исследования с философской точки зрения, и назвать какие-либо фундаментальные труды или специальные исследования в этой области достаточно сложно.

Казахская философия в качестве самостоятельного научного направления стала формироваться только в последние годы. Философские взгляды Востока, особенно казахская философия, рассмотрены в трудах С.Акатаева, Т.Абжанова исследовавших различные аспекты степной философии ГЛАВА I. ИНСТИТУТ БИЕВ В ТРАДИЦИОННОМ КАЗАХСКОМ ОБЩЕСТВЕ 18 либо изучавших философское наследие виднейших исторических личностей, которые в свое время оказали определенное влияние на развитие казахской социально-философской мысли.

Можно выделить отдельные главы из ряда трудов А.Кекильбаева, Ж.Молдабекова, К.Бейсенова, в которых с философских позиций рассматривались образцы ораторского творчества биев. К сожалению, авторы не ставили целью исследования глубокое изучение творчества биев, поэтому, рассматривая его как явление индивидуального порядка либо как составную часть казахской философии, они ограничились характеристикой условий возникновения казахского ораторского искусства, некоторых особенностей ораторского слога биев, традиционного хода мысли. Несмотря на это, ценность указанных выше трудов состоит в обосновании насущной потребности в специальных исследованиях, посвященных анализу структуры ГЛАВА I. ИНСТИТУТ БИЕВ В ТРАДИЦИОННОМ КАЗАХСКОМ ОБЩЕСТВЕ 18 умозаключений, логики развития социальной полемики биев, а также характера умозаключений, использованных в моменты принятия судебных решений, которые строились либо по законам диалектики, либо по правилам софистики.

Собирая этнографические материалы и описывая материальную и духовную культуру казахов, дореволюционные авторы оставили косвенные сведения и об институте биев, Н.И.Рычков, Л.Баллюзек, И.Козлов, Д.Андре и др. собрали материалы из уст самих видных биев, батыров и старейшин, предоставив тем самым ценную научную информацию о практической стороне деятельности института биев. Н. Рычков пишет о зависимости авторитета биев от численности и мощи представляемого ими рода или общины и рекомендует рассматривать институт биев ГЛАВА I. ИНСТИТУТ БИЕВ В ТРАДИЦИОННОМ КАЗАХСКОМ ОБЩЕСТВЕ 18 в тесной связи с родоплеменным строем казахского общества. Следует подчеркнуть, что в данном случае Н.Рычков верно подметил методологическую основу изучения проблемы института биев. В этом же духе высказывается и А.Добросмыслов (в работах дореволюционного издания).

Глубокие рассуждения об институте биев и, особенно, о личностных качествах самих биев и требованиях к ним оставили в своих произведениях Абай Кунанбаев и Шакарим Кудайбердыулы.

Вне поля зрения остались политическая, общественная сущность и социальная эволюция бийства. Р.Сулейменов и В.Моисеев ограничиваются описанием отдельных исторических моментов из жизни знаменитых биев.

В исследовании института биев в казахском обществе правоведами С.Зимановым, Г.Сапаргалиевым, С.Сартаевым ГЛАВА I. ИНСТИТУТ БИЕВ В ТРАДИЦИОННОМ КАЗАХСКОМ ОБЩЕСТВЕ 18, С.Сазанбаевым, Ш.Андарбековым, З.Кенжалиевым, С.Даулетовой, А.Косжановым доминирует, в основном, судебная деятельность биев, правовые нормы, обычаи и традиции, профилактическая работа биев по предотвращению споров. Некоторые ученые, например, Н.Усерулы, не рассматривают институт биев как самостоятельную социальную структуру, описывая его через деятельность отдельных представителей этого института. Видимо, поэтому автор ограничивается констатацией ораторской, судебной и других ролей биев.

В последнее время опубликовано огромное количество фактического материала, посвященного истории казахского народа, устному народному творчеству, духовной культуре казахов в целом. Это эпические поэмы о батырах (батырлар эюыры), сказки, пословицы и поговорки, а также загадки, произведения казахских поэтов ГЛАВА I. ИНСТИТУТ БИЕВ В ТРАДИЦИОННОМ КАЗАХСКОМ ОБЩЕСТВЕ 18-песенников (акын-жырау), труды, в которых освещается жизнь биев, шешенов (ораторов), их назидания, поучения, повелени, а также этнографические материалы. Раскрытие роли духовной деятельности биев в социально-культурной жизни народа было бы невозможным без обращения к этим материалам.

В связи с социально-философским анализом института традиционного общества следует особо подчеркнуть важность для данного диссертационного исследования публикаций таких ученых, как П.Алексеев, В.Кемеров, Н.Аитов, С.Крапивенский, К.Момджян, В.Барулин, Н.Савкин, М.Кузьмин, Ю.Плетников, Э.Маркарян, С.Л.Франк, и других2, оставивших заметный след в области изучения социально-философских проблем. Все перечисленные вопросы предопределили выбор темы диссертации, постановку ее ГЛАВА I. ИНСТИТУТ БИЕВ В ТРАДИЦИОННОМ КАЗАХСКОМ ОБЩЕСТВЕ 18 цели и основных задач.

Объектом исследования является социальный институт биев в традиционном казахском обществе.

Предметом исследования выступает совокупность теоретических и практических вопросов, связанных с особенностями творчества, политико-правового бытия, ораторской культуры, духовной основы деятельности биев.

Целью диссертационной работы является систематизация социально-философских взглядов биев на взаимоотношения человека, общества и природы.

В отличие от филологов, историков и правоведов, исследовавших институт биев в традиционном казахском обществе, я в данном реферате впервые исследую взгляды биев в социально-философском плане. Также вижу новизну полученных в реферате результатов в том, что:

- обоснована правомерность исследования института биев в рамках системного подхода на основе методов деятельностного, функционального ГЛАВА I. ИНСТИТУТ БИЕВ В ТРАДИЦИОННОМ КАЗАХСКОМ ОБЩЕСТВЕ 18, социокультурного анализа, а также неадекватность пятичленной формационной теории применительно к обществу степных кочевников;

- систематизированы и сформулированы функции и принципы института биев;

- раскрыта суть степной демократии, заключающаяся в прямом участии народных масс в решении социальных и государственных проблем, исследованы возможности избрания хана представителями так называемой «черной кости»; показано равенство людей перед судом независимо от социального происхождения; проанализирована свобода слова личности;

- выявлено, что мораль степного общества основана на исторических преданиях и исторической памяти традиционного общества. Морально-этическое наследие биев в форме поучений способствовало формированию всеобщего менталитета;

- выявлены основные черты менталитета казахов, определяемые в конечном счете как традиционализм: этно-социальное ГЛАВА I. ИНСТИТУТ БИЕВ В ТРАДИЦИОННОМ КАЗАХСКОМ ОБЩЕСТВЕ 18 достоинство, чувство свободы, приспособляемость к условиям жизни, корпоративность;

- доказано, что ораторскому слогу биев необходимо придать статус категории казахской философии; в этом плане осуществлена философская систематизация образцов ораторского слога;

- впервые дана социальная философская интерпретация назидательных речей биев, являющихся основой норм морали общины в традиционном казахском обществе;

- обоснована целесообразность использования образцов духовного творчества биев в программах высших и средних учебных заведений. Теоретическая и практическая значимость исследования Теоретическая значимость диссертационной работы видится в обновлении социально-исторического, философского наследия казахского народа. Кроме того, считаем, что правовая философия биев должна стать в будущем основой института биев, возрожденного в государственной структуре. Соответствующее место в воспитании нового ГЛАВА I. ИНСТИТУТ БИЕВ В ТРАДИЦИОННОМ КАЗАХСКОМ ОБЩЕСТВЕ 18 поколения должна занять и та часть наследия биев, которая бесспорно может считаться основой казахского обычного права.

Теоретические принципы и выводы диссертации, а также важнейшие результаты найдут свое применение в курсах «Философии», «Истории права», «Методики воспитательной работы», а также в таких спецкурсах, как «Ораторское искусство», «Мастерство красноречия (шешещцк сездер)», «Мировоззрение казахов», «Мировоззрение биев». Результаты исследования могут быть использованы также в курсах «История Казахстана», «Обществоведение» и «Правоведение», изучаемых в системе среднего и средне-профессионального образования.

Практическая значимость исследования видится в изучении творческого наследия биев в контексте развития духовной культуры, общечеловеческих идей, морально-этических принципов, в показе необходимости обновления и приспособления жизненных ГЛАВА I. ИНСТИТУТ БИЕВ В ТРАДИЦИОННОМ КАЗАХСКОМ ОБЩЕСТВЕ 18 идей и творческих навыков к потребностям растущего поколения в условиях независимого государства Республика Казахстан.

Дата добавления: 2015-08-28; просмотров: 86 | Нарушение авторских прав


documentabmtcxt.html
documentabmtkib.html
documentabmtrsj.html
documentabmtzcr.html
documentabmugmz.html
Документ ГЛАВА I. ИНСТИТУТ БИЕВ В ТРАДИЦИОННОМ КАЗАХСКОМ ОБЩЕСТВЕ 18