Владимиро-Суздальская архитектурная школа

Раздел 3. Искусство Древней Руси X - начала XV вв.

Владимиро-Суздальская архитектурная школа

(2 ч / 1 ч)

Древнерусское искусство развивалось в общем русле средневековой культуры. Оно также, как и современное ему искусство Западной и Восточной Европы, оставалось преимущественно церковным, культовым.

Оно было делом рук ремесленников, делом коллективным, его художественные принципы еще не зная большого расхождения между профессиональным и народным, складывались как приемы искусного, «хитрого» ремесла, поэтому оно естественно входило в окружение и быт человека. Оно питало особую любовь к «узорочью», к звонким краскам, но при этом, обладая чувством величия, свойственным органическим культурам средневековья (н-р, Западно-Европейские соборы).

Однако древнерусское искусство не было Владимиро-Суздальская архитектурная школа ни ответвлением византийского, ни аналогом западного, у него был свой путь. Византийские художественные традиции быстро трансформировались в духе большей демократичности, простоты, даже простонародности.

Все это чувствуется, прежде всего, в русской архитектуре. Церкви на Руси становятся частью ландшафта. Древние зодчие умели безошибочно выбирать места для храмов – по берегам водных путей, на возвышениях, чтобы они были хорошо видны, как маяки для путников.

В XII столетии художественное первенство принадлежало Владимиро-Суздальскому княжеству – сопернику и преемнику Киева, претенденту на роль общерусского центра. С чем связано возвышение Владимиро-Суздальского княжества?

Во-первых, территориально оно находилось между Киевским (юг) и Новгородским (Север), т.е. не на Владимиро-Суздальская архитектурная школа окраине. Во-вторых, было окружено непролазными лесами. Во время набегов половцев, киевляне искали укрытие во Владимиро-Суздальских землях. В-третьих, через него проходили торговые пути. В целом, удобное географическое положение, природные условия сделали Владимиро-Суздальское княжество вершиной русской культуры и искусства в XII-XIII веках.

Его процветание при Андрее Боголюбском и Всеволоде Большое Гнездо длилось недолго, но вызвало к жизни прекрасную архитектуру, своеобразную, особенно по своему декору, самобытную и неповторимую.

ЗАПИСАТЬ: причины возвышения Владимиро-Суздальского княжества

1. Удобное географическое положение (торговые пути)

2. Непролазные леса

3. Киевляне спасались от набегов половцев

Храм Покрова на Нерли 1165 г. (зарисовать)

Одно из прекрасных сооружений Владимиро-Суздальской, да Владимиро-Суздальская архитектурная школа и всей древнерусской архитектуры – церковь Покрова на Нерли, построенная в 1165 г. Построена она на островке, где и сейчас стоит уединенно, поодаль от города на живописном берегу реки Нерль. По преданию, это место указал сам князь Андрей Боголюбский. Так как здесь каждую весну разливалось широкое половодье, специально под храм было сооружено высокое основание - искусственный холм из глины и булыжного камня, в котором были заложены фундаменты будущей постройки.

Исторические источники связывают ее возведение с победоносным походом владимирских полков на Волжскую Булгарию в 1164 году. В этом походе и погиб молодой князь Изяслав, сын Андрея Боголюбского. В память об этих событиях Андрей Боголюбский заложил Покровский храм Владимиро-Суздальская архитектурная школа. По некоторым известиям, белый камень для постройки церкви доставили в качестве контрибуции сами побежденные волжские булгары.



Храм был посвящен новому на Руси празднику - Покрова Богородицы.

Стены оживляет рельеф – традиционный для владимиро-суздальской архитектуры. В закомарах всех трех фасадов лепные изображения: посередине – человеческая фигура с музыкальным инструментом, по бокам фигуры птиц, львов, ниже загадочные женские маски. Эти маски, олицетворяющие Деву Марию, присущи всем владимирским церквям той эпохи.

В плане – это крестово-купольный, четырехстолпный, одноглавый, трехапсидный храм. В нем четко видны вертикали: высокие узкие окна, удлиненные колонки аркатурного пояса, которые смягчаются полукружием закомар, перекрытий, декоративных арочек, полукруглые завершения окон Владимиро-Суздальская архитектурная школа, дверей.

ЗАПИСАТЬ: Храм Покрова на Нерли 1165 г.– посвящен празднику Покрова Богородицы. Трехапсидный, четырехстолпный, купол в виде луковицы. Возведен на искусственно созданном островке.

В 1992 году церковь Покрова на Нерли, наряду с другими храмами древнерусского зодчества, вошла в список Всемирного наследия ЮНЕСКО под собирательным названием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля».

Подобное же декоративное обрамление стен, но гораздо богаче и изобильнее покрывает почти сплошь стены Дмитриевского собора во Владимире (к. XII в. 1194-1197 гг. ) построен при Всеволоде Большое Гнездо, предположительно в честь сына Дмитрия(зарисовать).

ЗАДАНИЕ. Дайте ему описание по плану:

1. материал для строительства

2. тип храма

3. форма храма, количество столпов, апсид, глав

4. форма барабана

5. особенности декора фасада

Фасад поделен Владимиро-Суздальская архитектурная школа на две части аркатурными поясами, верхние части прясел, заполнены скульптурными рельефами, призванные прославлять княжескую власть. Изображение фигуры мужчины на троне с младенцем на руках (возможно, сам Всеволод с новорожденным сыном). Множество скульптурных мотивов сказочные, былинные, библейские, изображение животных и птиц, орлы с зайцами в когтях, гуси со сплетенными шеями, олени. Декоративные элементы также покрывают барабан, в плетеном обрамлении изображены птицы чередующимися с полуфигурами святых.

Успенский собор во Владимире (сер. XII в. 1158-1160 гг.)

Андрей Боголюбский – сын Юрия Долгорукого, хотел, чтобы его город Владимир затмил «мать русских земель» - Киев. Поэтому в 1158 г началось строительство Успенского собора – главного храма Владимиро-Суздальского Владимиро-Суздальская архитектурная школа княжества. Как сообщает летопись, князь «привёл мастеров из всех земель»: ювелиры, иконописцы и золотильщики были приглашены из Киева, Галича, Греции и Германии.

Здание Успенского собора воздвигли из известняка и украсили белокаменной резьбой. Центральная глава храма, увенчанная золочёным шлемом, вознеслась ввысь на 33 метра, превзойдя по высоте Собор святой Софии в Киеве.

Фасады декорировали сложными пилястрами с коринфскими капителями, а по горизонтали расчленили на два яруса арочным фризом. В 1185 году Успенский собор пострадал от пожара, но был восстановлен и стал пятиглавым.

Уникальность собора в том, что в от средневековой росписи Успенского собора сохранились фрагменты композиции«Страшный суд» (1408 год), выполненной Андреем Рублёвым.

Успенский Владимиро-Суздальская архитектурная школа собор послужил образцом для более поздних храмов, например, для Успенского собора Московского Кремля. Являясь уникальным памятником белокаменного зодчества XII века, собор во Владимире взят под охрану ЮНЕСКО.

ЗАПИСАТЬ: Успенский собор во Владимире (сер.XII в. 1158-1160 гг.) – построенпо приказу Андрея Боголюбского как главный кафедральный храм княжества. Изначально был одноглавый, после пожара достроен и стал пятиглавый. Уникальность: имеются фрески кисти Андрея Рублева.

Характерные черты В-С архитектурной школы:

- собственный тип храма в форме куба, четырехстолпный, одноглавый;

- скульптурный декор фасадов;

- храмы – часть ландшафта;

- заказчики – князья.

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском был построен в 1230-1234 годах на месте древнего собора 1152 года, заложенного Владимиро-Суздальская архитектурная школа князем Юрием Долгоруким.

Постройка нового собора была окончена в 1234 году. Георгиевский собор был украшен богатейшей каменной резьбой. Камни с искусно вырезанными на них рельефными изображениями людей, зверей, птиц и растений были выложены так, что составляли цельные сюжетные картины. Среди резьбы собора сейчас туристы особенно любят необычную для здешних мест фигуру слона. Есть даже такое поверье, что тот, кто найдет ее среди резьбы самостоятельно, без подсказки, может загадать желание, и оно сбудется.

ЗАПИСАТЬ: Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (нач.XIII в.) построен в честь Георгия Победоносца. Строгий, одноглавый.

Дворец князя Андрея Боголюбского (сер. XII в.)

Созданию этого ансамбля в п. Бголюбово (Суздальский Владимиро-Суздальская архитектурная школа р-н, Владимирская обл.) предшествует любопытная история. 18 июня 1155 г. князь Андрей Юрьевич проезжал здесь, двигаясь из Киева в Суздаль, свою вотчину. Князь вёз с собой чудотворный образ Божией Матери византийского письма, названный впоследствии Владимирским. Вдруг кони встали, отказываясь двинуться с места. И так продолжалось до тех пор, пока князь не приказал раскинуть шатёр для ночлега. И ночью усердно молился перед чудотворной иконой, и так сильна и горяча была его молитва, что Божия Матерь сама явилась ему. На этом месте князь основал замок и повелел написать явленный ему образ Богоматери. Икона «Боголюбской Богоматери» стала местной святыней. А привезённую Владимиро-Суздальская архитектурная школа икону поместили во вновь построенный Успенский собор во Владимире.

Княжеский дворец в Боголюбове отличался сказочным великолепием. В центре находился белокаменный собор во имя Рождества Богородицы. Галереями и башнями он соединялся с жилыми покоями князя и с крепостью. Собор, подобно Успенскому храму, украшали резные рельефы и фрески, медь и позолота, керамические полы и оконные витражи. Круглые, раскрашенные под мрамор колонны поддерживали своды. 17 лет владимирского княжения провёл князь Андрей в своём загородном замке. Здесь он принял мученическую смерть от рук политических соперников – бояр Кучковичей. Убийство произошло в ночь на 29 июня 1174 г. в лестничной башне. Именно эта двухъярусная башня и примыкающая к ней галерея – единственное Владимиро-Суздальская архитектурная школа, что сохранилось из обширного дворцового строения.

После смерти князя в Боголюбове обосновался мужской монастырь. Древний собор разрушился от ветхости и неумелых переделок и в XVIII в. был заменён новым. Над лестничной башней надстроили шатёр колокольни. Место княжеских покоев заняли кельи монахов. В XIX в. построили и огромный пятиглавый собор.

Но внимательный взор тотчас отличит благородную древность: белокаменную галерею над аркой и лестничную башню с двумя резными аркатурно-колончатыми фризами, с чудным тройным окном, с внутренней лестницей, вьющейся вокруг колонны. А возле неё – ниша, где лежало тело убиенного князя, в XVIII в. канонизированного церковью.

Теперь в Боголюбове женский монастырь. Внесен Владимиро-Суздальская архитектурная школа в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

ЗАПИСАТЬ: Дворец Андрея Боголюбского (сер. XII в.) – комплекс построек: белокаменный собор во имя Рождества Богородицы соединялся с покоями князя. Ныне женский монастырь.

Суздаль — уникальный город, величайший памятник градостроительного искусства. Ценность его определяется не отдельными церквями и монастырями, а архитектурным ансамблем в целом, гармонично слитым с окружающим пейзажем. Такого собрания разноименных памятников сохранившихся в естественной исторической среде трудно еще где-либо найти. Причем Суздаль сберег для нас не только свой древний облик, но и исторически сложившуюся планировку. Все это сделало этот город при небольших его планировках гигантским музеем старины под открытым небом.


documentabmyuvx.html
documentabmzcgf.html
documentabmzjqn.html
documentabmzrav.html
documentabmzyld.html
Документ Владимиро-Суздальская архитектурная школа